СУЛИН АНДРЕЙ ЛУКИЧ
(1755-1820 гг.)
- Более 200 лет назад казачий полковник А.Л. Сулин основал на берегах реки Кундрючьей хутор Сулиновский, (ныне город Красный Сулин). Участвовал в русско-турецких войнах, с Речью Посполитой. За ревностную службу получил звание Потомственного дворянина и земли в Черкасском и Донецком округах.
В июле 1756 года в семье войскового старшины Луки Андреевича Сулина в стольном казачьем городке Черкасске появился на свет младенец. Своего сына-первенца супружеская чета Сулиных назвала в честь деда Андреем от греческого «мужественный». Здесь, ныне станице Старочеркасской, до сих пор сохранилась церковь Петра и Павла, в которой он был крещен. В ту пору много славных людей из Черкасского городка вышло. Оно и не мудрено: был Черкасск, почитай, последней столицей казачьей вольницы. Священной колыбелью вечного, многовекового стремления человека к справедливости, воле и красоте.
Сулины принадлежали к славному казачьему старшинскому роду, входившему в XVH-XVIII веках в число 15 знаменитых родов Дона. Родоначальником известной донской фамилии СУЛИНЫХ являлся бесстрашный и мужественный походный атаман Филипп Сула (фамилия Сулин произошла, по всей видимости, от донского названия рыбы сула-судак; видно, его предки успешно занимались выгодным на Дону промыслом - рыболовством, хотя возможен и другой вариант - левый приток Днепра назывался Сула, откуда родом были их предки). И пошел его род в века шагать. Представители его дали Дону и России немало офицеров «элитных» казачьих полков, которые честно и, как тогда говорили, «ревностно» служили «вере, царю и Отечеству».
Отец Андрея Сулина, Лука Андреевич, был заслуженный войсковой старшина, более сорока лет провел он в походах и войнах, до тонкостей изучил все казачьи сноровки, отлично владел оружием, хорошо знал казачью лаву и тщательно готовил каждого казака для боя. Участвовал в походах в Пруссию. Имел награды и был активным участником русско-турецко-польской войны 1764-74гг, заслужил чин войскового старшины, командовал казачьим полком.
Крайне скудны сведения о матери Андрея Сулина. Была она на редкость трудолюбивой, спокойной, всемерно преданной семье женщиной.
По казачьим обычаям 3 летнего Андрея посвятили в казаки. Собралась вся родня, сначала провели обряд пострижения, затем Лука Андреевич посадил его на коня, дал в руку шашку и провел коня по двору кругом. После этого отец и мать повезли его в Петропавловскую церковь, постоянными прихожанами которой они являлись. Здесь священник отслужил полагающийся молебен святому Иоанну - Воину, чтобы рос казачонок храбрым и преданным Богу и Православию.
Андрей Сулин, благодаря отцу и матери, получил хорошее домашнее воспитание и образование. Родители воспитали первенца в духе и по образу традиционного казачьего уклада. Он впитал в себя веру в Бога, надежду на свой разум и силы (« на Бога надейся, а сам не плошай!»), любовь к людям и труду. А к труду его приучали с малых лет: сторожить в степи лошадей, овец, крупный рогатый скот. А так же ловить рыбу в Дону и в займищах с их гирлами, ериками, музгами, добывать дичь и зверя в зарослях камыша, тальника и в придонских урочищах. А рыбы, дичи и зверя в этих местах, как рассказывает историк того времени, было «преогромное множество». Особенно нравилась Андрею охота. Здесь ковалась его сила, ловкость, умение справляться с трудностями.
Обучившись российской грамоте: письму и чтению, Андрей с детства полюбил тихие, задушевные казачьи песни о вольном Доне и о казачьей доле, звучавшие в семье. Именно это родительское воспитание на казачьих традициях и обычаях и помогало ему во все тяжелые времена его ратной службы.
Силой, сноровкой и умом Андрей значительно превосходил многих своих сверстников. Никто в станице не умел так ловко и крепко держаться в седле на всех аллюрах (ход коня: шаг, рысь, волчий намет, широкий намет, карьер), никто не был так проворен и искусен в рубке лозы шаткой или в стрельбе из лука, как сын войскового старшины Луки Сулина - Андрей. Он не раз демонстрировал свои воинские умения на общеказачьем войсковом празднике Покрова.
Самым святым чувством для казака всегда была любовь к Родине, к своему родному краю. И это чувство прививалось с самого раннего возраста. «По казаку и Дон плачет», «Казаку честь - за Родину лечь» - гласят казачьи пословицы. Не случайно в присяге новобранца первыми словами были: «Беречь Родину свою и веру свою». От деда и отца Андрей получил наказ: «Служить Отечеству с честью!» Глубина этих простых слов всегда жила в его сердце и душе. Он был верен ему до конца жизни.
Андрею минуло всего 15 лет, когда отец зачислил его на действительную службу рядовым казаком в свой полк, а через три месяца беспорочной службы юноша был произведен в урядники.
В послужном списке, датированном 1799 годом, «о службе и достоинстве Войска Донского полковника» Андрея Лукича Сулина перечислено превеликое множество военных походов и баталий. От отца он наследовал непоколебимое мужество и природный такт, столь пригодившиеся ему впоследствии. Физическая сила, ловкость, отвага и личная храбрость дали Андрею Сулину возможность проявить себя на службе геройскими подвигами, показать способности командира, пройти славный путь от рядового казака до армейского чина полковника.
Привлекательная внешность, молодецкий вид и блестящие природные способности легко располагали всех окружающих в его пользу.
Рано, на войне с турками 1768-74 гг., началась и боевая биография Сулина, где он командовал сотней, за что в 17 лет от роду, в апреле 1773 года, получил первый офицерский чин войскового есаула. В эти годы Андрей Сулин в составе первой русской армии под командованием князя Голицына участвовал в двух кампаниях «За Дунаем» и отличился во многих сражениях против неприятеля на территории Болгарии.
Затем под Шумлой содержал передовую стражу до заключения мира «с Портою». В этой кампании Андрей Сулин так хорошо и умело командовал казачьей сотней, за что в мае 1774 года ему за «ревностную службу» был пожалован чин войскового старшины, и он вскоре принял командование полком своего отца. Войсковой старшина Андрей Сулин храбро сражался рядом со своими казаками, многие из которых отличились в сражении и были отмечены лично командующим князем Голицыным. За подвиги в первой турецкой войне Екатерина II прислала Войску Донскому большое белое знамя с надписью «Нашему верно-любимому Войску Донскому за храбрые и мужественные подвиги во время минувшей войны с турками».
После подавления восстания Емельяна Пугачева, в котором приняло участие много казаков, Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи (600 запорожцев воевали в армии Пугачева). В мае 1775 года последовал Указ Императрицы об уничтожении Запорожской Сечи. Русские регулярные войска и казачьи полки Сулина и Мартынова, возвращавшиеся в Россию с Дуная после войны с Турцией, внезапно окружили Сечь и разрушили ее. Более года донские казаки наводили в ней порядок.
По прибытии же на Дон Андрей Сулин в течение 10 лет исполнял обязанности разного рода по внутреннему управлению Войском Донским. Но особенно ярко воинские дарования Андрей Сулин проявил во время второй русско-турецкой войны 1787-91 гг. Ему довелось воевать в Херсонском корпусе под началом генерал - майора Александра Васильевича Суворова, у которого было немногим более четырех тысяч бойцов, в том числе три казачьих полка трехсотенного состава. Полк Сулина держал оборону на стратегически важном направлении у Кинбурнской косы, где «удерживал стражу по берегам Днепровского лимана и Черного моря от Кинбурна до Каланчика и, несмотря на неприятельское сопротивление, сохранил подчиненные ему посты и полки».
Войсковой старшина Сулин геройски сражался вместе со своими казаками. В рапорте командующему Екатеринославской армии князю Григорию Потемкину Суворов особо отметил действия казаков полка Андрея Сулина, которые в одном из сражений на небольшом расстоянии от берега сумели пленить два турецких судна с 50 турками и 9 орудиями, за что ему был пожалован чин премьер-майора. Кинбурнское сражение вошло в боевую летопись русской армии как одна из ярких побед россиян, и Андрей Сулин всегда с гордостью вспоминал свое участие, в сей славной баталии.
В 1792-93гг. Сулин в составе 3-й Украинской армии успешно воевал в Польше, где командовал бригадой в составе трех полков донских казаков
После присоединения к России Речи Посполитой вернулся на Дон. Занимался защитой интересов государства, наводя порядок в мятежных станицах, казаки которых не пожелали по Указу Императрицы Екатерины Великой переселиться на Кубанскую линию. Затем больше года исполнял обязанности комиссионера при калмыках, занимался приемом рекрутов для отправки их в Воронежскую казенную палату. В июле 1796 году ему был пожалован армейский чин подполковника, а летом следующего года Андрей Сулин с тремя полками совершил поход в Мариупольский уезд «для усмирения неповиновавшихся татар». Затем «присутствовал в Войсковой канцелярии», был смотрителем при Большой Дербенской Орде.
10 августа 1798 года А.Л. Сулину «За долговременную и ревностную службу» Отечеству пожалован армейский чин полковника и сопряженное с ним дворянское достоинство. Через год он был причислен в резервное дело, сначала под командованием фельдмаршала Н.И.Салтыкова, а затем служил в Литве в запасном полку, В составе армии генерал - фельдмаршала М.И.Кутузова
Более двадцати лет провел он в походах и войнах, много видел красивых мест: рек, лесов и городов, но его всегда тянуло на родную сторонку - к батюшке Дону, в ковыльные донские степи, с неповторимым ароматом разнотравья. Вдыхал Андрей
Сулин пьянящие волны степных ароматов и, глядя на далекие звезды, думал: «Господи, как прекрасен мир твой!»
По возращении на Дон в январе 1801г. присутствовал в течение месяца в комиссии Военного суда, а затем служил в Войсковой канцелярии в криминальной экспедиции, где исполнял должность соперника.
Андрей Лукич Сулин был венчан с дочерью войскового старшины, Пелагеей Петровной Орловой, представительницей старого казачьего рода. От их счастливого брака родилось пятеро детей: три сына - Михаил, Алексей, Лука и две дочери - Мария и Александра. Сыновья все пошли по стопам отца, став военными. Старшие, Михаил и Алексей, начинали службу в полку отца и дослужились до есаулов, а младший Лука - до сотника. Дочери, получив образование, вышли замуж. Семья Сулиных жила сначала в Черкасске, а затем с постройкой новой донской столицы в Новочеркасске.
В 1797 году полковнику А.Л.Сулину «за верную службу» Отечеству Войсковой канцелярией по гражданской части пожалованы 400 десятин земли в Донецком и Черкасском округах, которые были заселены крестьянами, и превратились в потомственные имения.
Одно из них называлось Кундрюченским (ныне поселок Сулин города Красного Сулина). Официальные документы, сохранившиеся в государственном архиве Ростовской области, гласят об этом так: «Ему, Сулину, под застроение хутора и поселение малороссиян" при устье Гнилуши место занять позволить и довольствие иметь вниз по речке Кундрючьей на четыре и вверх, до отножины, впадающей с правой стороны, по обеим сторонам оной. И в сем расстоянии лесок выращивать и соблюдать да и довольствоваться им ему, Сулину, о чем ему и предложить». Определение Войсковой канцелярии от 25 сентября 1797 года подписано Войсковым атаманом Василием Орловым.
Место под хутор Андрей Лукич Сулин выбрал, что ни есть самое живописное в округе. Крутой высокий берег извилистой реки Кундрючьей прикрывал с севера и северо-востока плодородную пойму. Вокруг простиралась красивая ковыльная степь, пахнущая разнотравьем.
Так появился на берегу реки Кундрючьей хутор, получивший впоследствии название Сулиновский. Он был заселен первоначально двенадцатью семьями крепостных крестьян, купленных в Центральных губерниях России: Артемовыми, Баташевыми, Гусевыми, Зенцовыми, Ковалевыми, Очеретиными, Потаповыми, Сажневыми, Толпыгиными, потомки которых и поныне живут на земле предков.
А в нескольких верстах к северу от имения Сулиных на берегу Малой Гнилуши им был устроен зимовник для скота, где выращивался большой табун лошадей. Обслуживали его три семьи первопоселенцев: Воеводиных, Бадашевых и Торопковых.
В 1816 году в его имении на реке Кундрючья насчитывалось 30 дворов, в которых проживало 111 крепостных душ, обрабатывающих, более 10 тысяч десятин удобной земли.
После смерти Андрея Лукича (1820) и Пелагеи Петровны (1824) земли и имение Сулина перешли по наследству внуку Андрею Лукичу, а от него средней дочери - правнучке Андрея Лукича (старшего) Вере Андреевне. Она, исполняя последнюю волю отца, в 1872 году пожертвовала родовой каменный дом сельскому обществу поселка Сулиновского под строительство церкви Андрея Первозванного. К сожалению, храм этот не сохранился, как и могилы Сулиных, основавших два века назад город на берегах Кундрючьей.
Мякинченко В. Служить Отечеству с честью
//Земля Сулинская: время и лица/В.А. Мякинченко. – Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2005. – с. 6
//Земля Сулинская: время и лица/В.А. Мякинченко. – Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2005. – с. 6
Комментариев нет:
Отправить комментарий