УТОЧКИН СЕРГЕЙ ИСАЕВИЧ
(30.06.1876 - 13.01.1916)
– русский авиатор, популяризатор авиационного дела в России. Родился в купеческой семье. Занимался многими видами спорта: плаванием, фехтованием, борьбой, боксом и др.
В 1907 г. совершил самостоятельный полет на воздушном шаре в г. Одессе. Затем гастролировал в Египте, летал над Сахарой (8 полетов). Испытывал планеры. С августа 1910 г. от летчик-испытатель завода «Дукс».
В 1910-1913 гг. первым показал полет самолета во многих городах России и за рубежом. Летом 1913 г., находясь в зените славы, Уточкин прибыл в Ростов, где провел несколько полетов. Вот тогда-то авиатор заключил контракт с представителями дирекции завода Пастухова и Сулинского акционерного общества на посещение Сулина. В один из воскресных дней легендарный летчик посетил Сулин. Не сходя на землю, Сергей Иосифович обратился к публике с короткой лекцией о достижениях тогдашней авиации, популярно рассказал об устройстве своего аэроплана французской фирмы «Форман», а затем предложил желающим подняться в воздух. Летчику пришлось совершить несколько полетов, но все равно лишь малая часть всех желающих летать сулинцев поднялась в этот далекий день в воздух. После одного из приземлений аэроплан получил повреждение и его на руках отнесли в заводскую мастерскую. Сулинские мастера отремонтировали машину. На следующее утро Уточкин покинул Сулин.
В 1910-1913 гг. первым показал полет самолета во многих городах России и за рубежом. Летом 1913 г., находясь в зените славы, Уточкин прибыл в Ростов, где провел несколько полетов. Вот тогда-то авиатор заключил контракт с представителями дирекции завода Пастухова и Сулинского акционерного общества на посещение Сулина. В один из воскресных дней легендарный летчик посетил Сулин. Не сходя на землю, Сергей Иосифович обратился к публике с короткой лекцией о достижениях тогдашней авиации, популярно рассказал об устройстве своего аэроплана французской фирмы «Форман», а затем предложил желающим подняться в воздух. Летчику пришлось совершить несколько полетов, но все равно лишь малая часть всех желающих летать сулинцев поднялась в этот далекий день в воздух. После одного из приземлений аэроплан получил повреждение и его на руках отнесли в заводскую мастерскую. Сулинские мастера отремонтировали машину. На следующее утро Уточкин покинул Сулин.
«В промежутках между полетами он говорил: «Летать — одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями»:».
Летчика похоронили, как положено по русскому обычаю, на третий день — 16 января 1916 года — на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Несмотря на то, что шла война и у всех прибавилось забот и горя, похороны были людными. За гробом шли первые русские летчики Константин Акашев, Борис Дановский, Лидия Зверева, Харитон Славароссов, Виктор Слюсаренко, офицеры авиационно-автомобильной дружины, гатчинцы во главе с их тогдашним начальником капитаном Гончаровым.
По материалам: Мякинченко В. Пионер-авиатор в Сулине. //Власть Советов. – 1978. – 19 авг.
Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны
http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=561
Комментариев нет:
Отправить комментарий