среда, 31 июля 2013 г.

РАЗРАБОТЧИК САМОЙ НАДЁЖНОЙ В МИРЕ СОЛДАТСКОЙ КАСКИ - ЯСТРЕБОВ И.П.


 ЯСТРЕБОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ
(20.01.11 - 2002)

Был разработчиком самой надёжной в мире солдатской каски
 Известный металлург. Внёс большой вклад в становление и развитие тяжёлой индустрии в стране. В 1943 году – начальник специального технического бюро Лысьвенского металлургического предприятия. Принимал непосредственное участие в теоретических и производственных исследованиях по созданию солдатской каски. Авторский коллектив был удостоен Сталинской премии.


Юности причал

Его отец Павел Александрович был мастером на металлургическом заводе в Выксе. Затем семья переехала в г. Красный Сулин Ростовской области. Здесь у них с женой Агриппиной Яковлевной родился пятый сын, Иван, принёсший впоследствии славу России. В том же 1911 году семья вернулась в Выксу, где Павел Александрович продолжил работать мастером в механической мастерской Нижнего завода. В 1921 году, когда Ивану было 10 лет, отец умер. Пытливый и смышлёный мальчишка окончил школу, затем фабрично-заводское училище по специальности слесаря. Металлургический завод стал его первым рабочим университетом, где он трудился в депо железнодорожного цеха.

   По путёвке комсомола был направлен на рабфак при институте им. К. Либкнехта, который курировала Московская горная академия. В 1930 году факультеты по механической обработке металлов и ковке, штамповки были переведены в Уральский политехнический институт. После окончания вуза был направлен на Лысьвенский металлургический завод. Начав мастером, за 10 лет вырос до заместителя главного инженера.



Каска солдатская

«В центре главного памятника павшим в Великой Отечественной войне – Могилы Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены – на Красном знамени лежат в качестве символов и жестокой праведной войны, и великой Победы лавровая ветвь и солдатская каска. А вы обращали внимание, что этот пришедший с передовой символ редко когда был пробит вражеской пулей или осколком снаряда? Даже пушки с пробоинами можно найти – всё, только не каски. Дело в том, что в начале той незабываемой войны по заданию правительства специалисты Лысьвенского металлургического завода разработали конструкцию новой солдатской каски. По своим защитным свойствам она и сегодня остаётся одной из лучших в мире. Сохранившая жизнь сотням тысяч солдат и офицеров в годы войны, эта каска используется в армии до сих пор» – это цитата из коллективной статьи об Иване Павловиче Ястребове из газеты «Правда» за 20 января 2011 года.

   Дело в том, что осенью 1941 года завод в Лысьве, где работал тогда и Ястребов, принял Тульский Косогорский завод. Объединённое предприятие, а это 22 тысячи человек, стало выполнять военные заказы. Кроме корпусов фугасных бомб, снарядов 152 мм, деталей для орудийного агрегата ближнего боя, снарядов, взрывателей к бомбам и снарядам, изготавливали и солдатские каски.

  Пуленепробиваемая каска из спецстали массой 800 г и толщиной стенки один миллиметр спасла тысячи жизней солдат и офицеров.
Металлург для металлургов
Энциклопедические знания и опыт Ястребова были востребованы и в годы восстановления народного хозяйства, при переводе промышленности на мирные рельсы. В то время нужны были специалисты, владеющие опытом решения сложных задач и в кратчайшие сроки. Прежде всего они требовались на руководящей партийной работе. Именно таким и был Иван Павлович Ястребов. В 1946 г. его избирают секретарём парткома крупного оборонного завода, а затем – первым секретарём Лысьвенского горкома ВКП (б). Затем – заведующим отделом Молотовского (Пермского) обкома, первым секретарём Молотовского горкома КПСС. В 1954 году его пригласили в Москву, в аппарат ЦК КПСС – первым заместителем заведующего отделом тяжёлой промышленности и энергетики. По сути, отдел был крупным аналитическим центром, где разрабатывалась стратегия развития отраслей. В аппарате ЦК трудились специалисты, прошедшие жёсткий отбор по деловым качествам. Здесь были крупные инженеры, лауреаты Государственных премий, доктора и кандидаты наук. В послевоенные годы советская металлургия, нефтяная, газовая и угольная промышленность, энергетика занимали передовые позиции, позволяя поддерживать на должном уровне обороноспособность страны. Значителен был их вклад и в освоение космоса. Активным участником всей работы был Иван Павлович Ястребов.
   Обладая высочайшей работоспособностью, проявлял интерес к новым прогрессивным разработкам, энергично поддерживал инициативу предприятий и институтов. Он был человеком сильного и волевого характера. Выдержка, самообладание, глубокая ответственность за принятие решений характеризовали этого человека энциклопедических знаний. Именно поэтому он был твёрд в отстаивании своего мнения и своей позиции. В 60-80-е годы все эти качества ценились в специалистах. Иван Павлович за свои заслуги перед Отечеством отмечен двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, тремя орденами Трудового Красного знамени.
   И.П. Ястребов был чутким и отзывчивым руководителем, скромнейшим в повседневной жизни и быту человеком. У него не было дачи, автомобиля, богатства и денег. Он не гнулся перед начальством, никого не подвёл и не подставил, за что его уважали и ценили.
   Как вспоминают выксунские руководители 70-80-х годов: первый секретарь горкома партии Пётр Щербатов, главный инженер металлургического завода Борис Антипов, первый секретарь горкома партии, председатель горисполкома Пётр Ястребков, когда они приезжали в Москву, в отдел ЦК КПСС за помощью к Ивану Павловичу, он всегда встречал их особенно радушно и непременно спрашивал: «Как там Булатня живёт?». Вопросы при его содействии решались положительно. Человек колоссального трудолюбия, могучего ума, он проработал в аппарате ЦК до 78 лет. И, возможно, работал бы ещё дольше, если бы не грянула перестройка. В апреле 1989 года по настоянию М. Горбачёва вместе с другими членами и кандидатами в члены ЦК КПСС (более 100 человек) И.П. Ястребов был фактически выведен из руководящего состава партии. Наступило время других людей и других «ценностей».
Награждён 2 орденами Ленина, 3 - Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, медалями.
Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москва, уч.10

   
P.S. В статье использованы материалы газеты «Правда» и воспоминания выксунцев: И.П. Щербатова, Б.Ф. Антипова, П.С. Ястребкова.
Отправить комментарий